Вероятно, многим из наших посетителей известны так называемые психотехничесие испытания, которым подвергаются лица, желающие заняться профессией, требующей быстрой сообразительности, находчивости и особой гибкости ума. К таким, напр., профессиям относятся: работа лётчика, машиниста, инженера и даже армейского командира.
В самом деле, лётчику приходится иметь дело с неожиданными атмосферными явлениями, которых заранее предвидеть нельзя и для борьбы с которыми необходимо обладать не только хладнокровием, но и быстрым соображением,чтобы, не теряя ни секунды, выйти из опасного положения. А сколько раз находчивость и сообразительность машиниста спасала поезда от столкновения или крушения, пассажиров же-от гибели. Не менее важно быстро соображать и командиру в период боёв, когда от скорого разрешения создавшегося неожиданно положения часто зависит не только спасение живой силы и орудий, но и предупреждение роковой катастрофы.
Что касается лиц, причастных к технике, то умение разрешать головоломные задачи значительно помогает им в работе по изобретению или усовершенствованию машин и их частей.
Но как гибкость тела достигается гимнастикой его частей, долгим упражнением его органов, так и гибкость ума достигается соответственным развитием сообразительности, находчивости и догадливости.
Возьмём простой пример: кто много читает, незаметно для себя ускоряет темп чтения исключительно потому, что постепенно научается сначала угадывать концы слов а затем-и отдельных фраз, а так как мысль бежит быстрее зрения, то раньше, чем глаза попадут на следующее слово, мысль уже запечатлеет его по догадке.
Но попытайтесь, умея очень быстро прочитывать книги по одной отрасли знаний, почитать книгу из другой отрасли, и вы убедитесь, что в последнем случае ваше чтение значительно замедлится и именно потому, что здесь вам станут встречаться незнакомые слова, на которых ум ваш ещё не научился долго не останавливаться, лишь догадываясь об их содержании.
Другим характерным примером является быстрота решения задач теми, кто поупражнялся достаточно над так называемыми конкурсными задачами, предлагаемыми кандидатам на поступление в высшие технические школы. Решение в достаточном числе головоломных задач вырабатывает умение находить простейшие решения к довольно сложным примерам.
Но подобно тому, как гимнастика тела не ограничивается определёнными приёмами, а старается последнее, повозможности, разнообразить, так и гимнастика ума стремится придать ему гибкость различными способами, в основе которых, однако, лежит быстрота соображения, находчивости и смекалки.
С этой целью давно уже для умственного спорта приспособлены шахматы, шашки, различные ребусы, загадки, задачи, головоломки и пр.
На этом сайте мы пытаемся дать материал для подобных упражнений, стараясь, по возможности, его систематизировать и разнообразить.